Античный мир, в первую очередь греческое и римское государственные образования дали культуре человечества очень многое. В сущности, вся современная европейская культура выросла на этой почве. В Древней Греции и Древнем Риме процветали науки: математика, астрономия, медицина, география, история. Принципы римского права легли в основу законодательства многих европейских стран. Памятники греческого и римского искусства и сегодня сохраняют свою непреходящую ценность. К античности восходят почти все жанры европейской литературы.
Античность открыла новую страницу также и в истории книги.
В эпоху Римской республики и ранней империи латинская письменность бурно расцвела. Вошли в употребление новые писчие материалы, в том числе папирус. Наряду с прямым, четырехугольным капитальным шрифтом, пригодным для высекания на камне, в Риме, как и в Греции, возник новый шрифт — закругленный, более гибкий и изящный, так называемый унциал, а также курсив — скоропись.
До того, как в Грецию попал папирус, там пользовались разнообразными материалами для письма. Самым распространенным был глиняный черепок — остракон. На остраконах велась хозяйственная переписка, литературные же тексты обнаруживаются на них лишь изредка. Пользовались для письма и пальмовыми листьями, и, значительно чаще, липовым лубом, на котором писали и в Италии. В частности, одно из значений латинского слова liber (книга) как раз подразумевает луб.
Плиний Старший упоминает среди других писчих материалов plumbea volumina — свинцовые рулоны. На острове Родос был найден такой рулон. Толщина свинцового листа — всего треть миллиметра, так что сворачивался он легко. На свинце записывали молитвы и заговоры, опускаемые в могилу вместе с покойным. Самый длинный из известных нам текстов, записанных на свинце, — эпическая поэма Гесиода «Труды и дни». Как на пальмовом листе, так и на свинце, буквы выводили острым металлическим инструментом. Иногда употребляли и чернила.
Плиний Старший упоминает и libri lintei — льняные книги. Впрочем, на ткани писали уже в Древнем Египте. Например, записывали молитвы на тех бинтах, которыми пеленали мумии. На холсте вел свой дневник император Аврелиан (270-275 гг. н.э.). Однако ни один из этих материалов не приобрел решающего значения в истории книги.
Главным материалом для письма в античности служили папирус, пергамен и деревянные дощечки. Дерево использовалось для письма еще египтянами, а греки переняли его от финикийцев вместе с алфавитом. Законы Солона (VI в. до н.э.) были записаны на кипарисовых досках. Немецкое слово buch и английское book свидетельствуют о том, что книги некогда писали на буковых дощечках. И в Риме дощечки — tabulae, tabellae cerae — употреблялись очень широко. Их красили в белый цвет (кстати, слово «альбом» — «Album» — и означало первоначально: «белая доска») или штукатурили тонким слоем, чтобы легче было и писать, и читать, и смывать написанное. Впрочем, самым распространенным способом было вощение дощечки: чтобы воск не стирался с текстом, середину выскребали и заливали желтым или черным воском, по которому процарапывали текст. На черном фоне он выделялся особенно отчетливо. Металлический инструмент для процарапывания назывался стилем — отсюда и современные слова «стиль», «стило». Один конец стиля был заострен, а другой представлял собой подобие лопаточки, с помощью которой затирали ненужное.
Подпись: Полиптих — древнейшая форма книги. IV-VI вв.
Полиптих — древнейшая форма книги. IV-VI вв.
Навощенные дощечки использовались для школьных упражнений, деловых записей, черновиков, писем. Прочитав написанное, можно было легко его стереть и тут же писать ответное послание. Если одной таблички оказывалось для всего текста недостаточно, то в дощечках одного формата просверливали отверстия, и связывали таблички в книгу — кодекс (caudex значит дерево). Кодекс, состоящий из двух дощечек, греки называли diptycha, а римляне duplices; из трех дощечек — triptycha и triplices; из большего количества — poliptycha. При составлении кодекса вощили лишь внутренние стороны крайних дощечек. Получалось что-то вроде современной обложки. Наружные стороны украшали золотыми или костяными инкрустациями, а люди победнее просто выводили свои имена.
С изобретением кодекса книга впервые получила форму, близкую к нынешней. А когда кодексы стали составлять из пергаменных листов, то и возникла как раз такая книга, какую мы привыкли видеть.
Античный мир заимствовал с Востока не только систему письма, но и папирус. Видимо, папирус попал в Грецию не ранее VII в. до н.э., когда между Грецией и Египтом установились постоянные торговые связи. И вплоть до III в. до н.э. он оставался главным писчим материалом. Однако, сохраняя монополию на его производство, Египет постоянно взвинчивал цены. В результате начались поиски более дешевого материала. Им в римскую эпоху и оказался пергамен.
Вообще-то выделанные шкуры использовались для письма уже с незапамятной древности, в том числе в Египте и Ассирии, на обработанной коже евреи записывали свои священные книги. Еще совсем недавно ирокезы в Северной Америке изображали на коже тотемы иhttp://www.antiquariy.ru/ пиктограммы. Особую роль тут сыграло малоазиатское эллинистическое государство Пергам (отсюда и название «пергамен»), но монополию на изготовление этого писчего материала ему не удалось удержать надолго. Греция, а затем Рим и его провинции сами наладили производство пергамена. О технологии его изготовления в античные времена нам известно мало. Самый ранний рецепт относится к VIII в. н.э. На пергамен шла овечья, козья или телячья шкура, реже — кроличья, заячья и даже кошачья. Самый же лучший, самый тонкий пергамен выделывали из кожи еще не родившихся телят или ягнят. Сначала шкуру замачивали в известковой воде, чтобы размягчить, затем растягивали на раме и серповидным ножом (rasorium или novaculum) тщательно соскребали остатки мяса и шерсти. Очищенную кожу отбеливали известью, полировали с обеих сторон пемзой и втирали мел. Кожа получалась тонкой, изжелта-белой, одинаково гладкой с обеих сторон. По сравнению с папирусом пергамен обладал многочисленными преимуществами: он прочнее, его легко сгибать и резать (хотя поначалу это важное его качество осталось незамеченным, и пергамен наподобие папируса сворачивали в свитки). Писать на нем можно было с обеих сторон листа. Не было и проблем с сырьем, хотя шкуры обходились дороже папируса: ведь на одну-единственную книгу приходилось забивать целое овечье или козье стадо.
Длительное время папирус и пергамен употреблялись параллельно. С III-IV вв. н.э., ввиду упадка производства папируса в Египте, пергамен стал выдвигаться на первое место. Окончательно вывоз папируса из Египта прекратился лишь в VIII в., после завоевания Египта арабами, и арабы принесли в Европу бумагу — материал гораздо более удобный и дешевый, чем папирус или пергамен.
Как и в Египте, в Европе писали на папирусе и пергамене заостренной камышовой палочкой-каламом (лат. calamus). Лучшие сорта камыша привозили из Египта и Малой Азии. Античный калам несколько отличался от египетского — его конец был не только заострен, но и расщеплен, чтобы получался более тонкий след. С IV в. н.э. наряду с каламом стали пользоваться птичьими перьями (лат. penna avis), и это инструмент на века. В античные времена известны были и металлические перья, — из бронзы, серебра, даже золота. Однако большого распространения они не получили, так как не обладали эластичностью и рвали писчий материал.
Чернила приготовляли из разведенной сажи и клея. Получаемая смесь почти не выцветала и легко смывалась. В IV в. н.э. появились чернила на основе железистых соединений. Заголовки и другие, подлежавшие выделению, места текста писали красными чернилами (лат. rubrum> — ср. современное слово «рубрика», «красная строка»), и в чернильницах — глиняных или металлических — было соответственно два отделения — для черных и красных чернил. Впрочем, известны тексты, сплошь написанные красными чернилами.
А для самых роскошных антикварных книг использовали чернила золотого и серебряного цветов. И только один император мог писать пурпурными чернилами.