http://www.antiquariy.ru/

Античный мир, в первую очередь греческое и римское госу­дарственные образования дали культуре чело­вечества очень многое. В сущности, вся современ­ная европейская культура выросла на этой почве. В Древней Греции и Древнем Риме процветали нау­ки: математика, астрономия, медицина, география, история. Принципы римского права легли в основу законодательства многих европейских стран. Памятники греческого и римского искусства и сегод­ня сохраняют свою непреходящую ценность. К ан­тичности восходят почти все жанры европейской литературы.

Античность открыла новую страницу также и в истории книги.

В эпоху Римской республики и ранней империи латинская письменность бурно расцвела. Вошли в употребление новые писчие материалы, в том чис­ле папирус. Наряду с прямым, четырехугольным капитальным шрифтом, пригодным для высекания на камне, в Риме, как и в Греции, возник новый шрифт — закругленный, более гибкий и изящный, так называемый унциал, а также курсив — скоро­пись.

До того, как в Грецию попал папирус, там пользо­вались разнообразными материалами для письма. Самым распространенным был глиняный черепок — остракон. На остраконах велась хозяйственная пе­реписка, литературные же тексты обнаруживаются на них лишь изредка. Пользовались для письма и пальмовыми листьями, и, значительно чаще, ли­повым лубом, на котором писали и в Италии. В частности, одно из значений латинского слова liber (книга) как раз подразумевает луб.

Плиний Старший упоминает среди других пи­счих материалов plumbea volumina — свинцовые ру­лоны. На острове Родос был найден такой рулон. Толщина свинцового листа — всего треть миллиме­тра, так что сворачивался он легко. На свинце за­писывали молитвы и заговоры, опускаемые в моги­лу вместе с покойным. Самый длинный из из­вестных нам текстов, записанных на свинце, — эпическая поэма Гесиода «Труды и дни». Как на пальмовом листе, так и на свинце, буквы выводили острым металлическим инструментом. Иногда употребляли и чернила.

Плиний Старший упоминает и libri lintei — льня­ные книги. Впрочем, на ткани писали уже в Древ­нем Египте. Например, записывали молитвы на тех бинтах, которыми пеленали мумии. На холсте вел свой дневник император Аврелиан (270-275 гг. н.э.). Однако ни один из этих материалов не приобрел решающего значения в истории книги.

Главным материалом для письма в античности служили папирус, пергамен и деревянные дощеч­ки. Дерево использовалось для письма еще египтя­нами, а греки переняли его от финикийцев вместе с алфавитом. Законы Солона (VI в. до н.э.) были записаны на кипарисовых досках. Немецкое слово buch и английское book свидетельствуют о том, что книги некогда писали на буковых дощеч­ках. И в Риме дощечки — tabulae, tabellae cerae — употреблялись очень широко. Их красили в белый цвет (кстати, слово «альбом» — «Album» — и означа­ло первоначально: «белая доска») или штукатури­ли тонким слоем, чтобы легче было и писать, и читать, и смывать написанное. Впрочем, самым распространенным способом было вощение до­щечки: чтобы воск не стирался с текстом, середину выскребали и заливали желтым или черным вос­ком, по которому процарапывали текст. На черном фоне он выделялся особенно отчетливо. Метал­лический инструмент для процарапывания назы­вался стилем — отсюда и современные слова «стиль», «стило». Один конец стиля был заострен, а другой представлял собой подобие лопаточки, с помощью которой затирали ненужное.

Подпись: Полиптих — древнейшая форма книги. IV-VI вв.
Полиптих — древнейшая форма книги. IV-VI вв.

Навощенные дощечки использовались для школьных упражнений, деловых записей, чернови­ков, писем. Прочитав написанное, можно было лег­ко его стереть и тут же писать ответное послание. Если одной таблички оказывалось для всего текста недостаточно, то в дощечках одного формата прос­верливали отверстия, и связывали таблички в кни­гу — кодекс (caudex значит дерево). Кодекс, со­стоящий из двух дощечек, греки называли diptycha, а римляне duplices; из трех дощечек — triptycha и triplices; из большего количества — poliptycha. При со­ставлении кодекса вощили лишь внутренние сто­роны крайних дощечек. Получалось что-то вроде современной обложки. Наружные стороны укра­шали золотыми или костяными инкрустациями, а люди победнее просто выводили свои имена.

С изобретением кодекса книга впервые получи­ла форму, близкую к нынешней. А когда кодексы стали составлять из пергаменных листов, то и воз­никла как раз такая книга, какую мы привыкли ви­деть.

Античный мир заимствовал с Востока не только систему письма, но и папирус. Видимо, папирус по­пал в Грецию не ранее VII в. до н.э., когда между Грецией и Египтом установились постоянные тор­говые связи. И вплоть до III в. до н.э. он оставался главным писчим материалом. Однако, сохраняя монополию на его производство, Египет постоян­но взвинчивал цены. В результате начались поиски более дешевого материала. Им в римскую эпоху и оказался пергамен.

Вообще-то выделанные шкуры использовались для письма уже с незапамятной древности, в том числе в Египте и Ассирии, на обработанной коже евреи записывали свои священные книги. Еще сов­сем недавно ирокезы в Северной Америке изо­бражали на коже тотемы иhttp://www.antiquariy.ru/ пиктограммы. Особую роль тут сыграло малоазиатское эллинистическое государство Пергам (отсюда и название «перга­мен»), но монополию на изготовление этого писче­го материала ему не удалось удержать надолго. Греция, а затем Рим и его провинции сами налади­ли производство пергамена. О технологии его изго­товления в античные времена нам известно мало. Самый ранний рецепт относится к VIII в. н.э. На пергамен шла овечья, козья или телячья шкура, реже — кроличья, заячья и даже кошачья. Самый же лучший, самый тонкий пергамен выделывали из кожи еще не родившихся телят или ягнят. Сначала шкуру замачивали в известковой воде, чтобы раз­мягчить, затем растягивали на раме и серповидным ножом (rasorium или novaculum) тщательно соскре­бали остатки мяса и шерсти. Очищенную кожу от­беливали известью, полировали с обеих сторон пемзой и втирали мел. Кожа получалась тонкой, изжелта-белой, одинаково гладкой с обеих сторон. По сравнению с папирусом пергамен обладал мно­гочисленными преимуществами: он прочнее, его легко сгибать и резать (хотя поначалу это важное его качество осталось незамеченным, и пергамен наподобие папируса сворачивали в свитки). Писать на нем можно было с обеих сторон листа. Не было и проблем с сырьем, хотя шкуры обходились дороже папируса: ведь на одну-единственную книгу прихо­дилось забивать целое овечье или козье стадо.

Длительное время папирус и пергамен употре­блялись параллельно. С III-IV вв. н.э., ввиду упадка производства папируса в Египте, пергамен стал выдвигаться на первое место. Окончательно вывоз папируса из Египта прекратился лишь в VIII в., пос­ле завоевания Египта арабами, и арабы принесли в Европу бумагу — материал гораздо более удобный и дешевый, чем папирус или пергамен.

Как и в Египте, в Европе писали на папирусе и пергамене заостренной камышовой палочкой-ка­ламом (лат. calamus). Лучшие сорта камыша приво­зили из Египта и Малой Азии. Античный калам несколько отличался от египетского — его конец был не только заострен, но и расщеплен, чтобы по­лучался более тонкий след. С IV в. н.э. наряду с ка­ламом стали пользоваться птичьими перьями (лат. penna avis), и это инструмент на века. В античные времена известны были и металлические перья, — из бронзы, серебра, даже золота. Однако большого распространения они не получили, так как не обла­дали эластичностью и рвали писчий материал.

Чернила приготовляли из разведенной сажи и клея. Получаемая смесь почти не выцветала и лег­ко смывалась. В IV в. н.э. появились чернила на ос­нове железистых соединений. Заголовки и другие, подлежавшие выделению, места текста писали красными чернилами (лат. rubrum> — ср. современ­ное слово «рубрика», «красная строка»), и в чер­нильницах — глиняных или металлических — было соответственно два отделения — для черных и красных чернил. Впрочем, известны тексты, сплошь написанные красными чернилами.

А для самых роскошных антикварных книг использовали чер­нила золотого и серебряного цветов. И только один император мог писать пурпурными чернилами.

Информация