Сам шиномонтажный станок предназначен для снятия автомобильной шины с диска и обратного её монтажа. Эта операции требуют больших усилий, поэтому не могут производиться вручную. Станок, вместе с компрессором, балансировочным стендом и вулканизатором, относится к необходимому оснащению шиномонтажной мастерской и автомобильного сервиса.
Принцип действия оборудования заключается в фиксации колёсного диска на поворотном столе с помощью пневматических кулачков. После этого в зазор между шиной и ободом подводится рабочая головка. Она выводит борт покрышки выше кромки диска при вращении поворотного стола.
При выборе оборудования в первую очередь нужно исходить из того, на какой размер колёс оно рассчитано. Для обслуживания легковых авто, минивэнов, небольших коммерческих фургонов и внедорожников подойдут модели с диаметром до 40 дюймов. Если планируется работать с грузовиками и спецтехникой, то этот показатель должен находиться в пределах 60–90 дюймов. Также значение имеет максимальная ширина колёс. Величина этого параметра для легковых автомобилей находится в диапазоне 12-15 дюймов, а для грузовиков — до 42 дюймов.
Кроме того, все виды шиномонтажных станков могут быть либо односкоростными, либо двухскоростными, что позволяет значительно расширить их возможности. Нередко современные модели станков для
выполнения шиномонтажа снабжаются производителями системой взрывной накачки, что позволяет быстро восстанавливать деформированную после длительного хранения резину.